Как помочь ребенку заговорить

отец и сын говорят

Если вы хотите помочь ребенку заговорить, внимательно прочитайте эту статью. Вашему малышу предстоит овладеть огромным комплексом знаков языка и культуры: слова, грамматические конструкции, интонации, жесты, мимика, интонации, фразеологизмы, переносные значения, пословицы, цитаты. Отношение к развитию речи у меня особое, потому что я филолог-русист. Я представляю, насколько сложна языковая система, которой мы привыкли пользоваться каждый день.

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь может радовать, говорить приятно и весело. Когда детке исполнится примерно полгода, начинаем играть в игры со словами. Так мы поможем заговорить ребенку быстрее.

Игра «Кто это?»

Читая книжку, показывайте на картинку пальцем и восклицайте: «ОООО!!! КТООО ЭТО??!!» Вас очень впечатлила картинка, вы рады видеть предмет, который там нарисован. Далее выразительно и вопросительно смотрите на малыша и ГОРДО говорите: «ЭТО — СЛОН!» Вложите в эту фразу всё своё восхищение слонами. Скажите это вкусно и с удовольствием. Это настоящее театральное представление для вашего главного зрителя. А спектакль называется «Ты в самый первый раз в своей жизни видишь слона. Даже на картинке он прекрасен.» Сделаете так 15-20 раз, и ребенок начнет отвечать на вопрос «ООО!! КТООО ЭТО??!!!»

Игра «Гуси-Гуси»

Мама и сын

Сделайте гуся из пальцев на одной руке или на двух. Смотрите на Гуся и на ребенка, говорите с большим удовольствием и очень выразительно: «Гуси-Гуси! ГА-ГА-ГА! Есть хотите? ДА-ДА-ДА! Ну летите! Ой-Ой-Ой! Серый ВОООЛК под горой не пускает нас домой!» (на этих словах крутим головой, как будто говорим нет), потом гуси могут спрятаться за вашу спину. Через 15-20 раз малыш будет отвечать за гуся. Он может не совсем правильно говорить. Например,  «Да» вместо «Га», «ОО» вместо «ВОЛК». И это нормально. Слова будут постепенно удлинняться и уточнятся.

Досказываем стишки

Когда вы уже освоили как говорит корова и воробей, попробуйте вот такую игру для развития речи.

«Воробей на ветку прыг, и сказал … Чирик-Чирик!

Я не знаю, почему говорит корова … МУУ!

Очень важные слова говорит осёл: …. И-А!»


 

СЛОВО ВМЕСТЕ С ДЕЙСТВИЕМ

Запомните самое главное:

Чтобы помочь ребенку заговорить, надо создать много интересной совместной деятельности, в которой развернется ваше общение. В этой деятельности у него будут формироваться цели высказывания. Помните о таких из школьной программы? Да, это вопрос, сообщение, восклицание и многие другие.

Давайте подумаем, в каких ситуациях родитель и ребенок вступают в активную коммуникацию?

 

  • Быт: кормление, укладывание спать, мытье посуды, готовка, уборка и т.д.
  • Слова и действия, выражающие любовь.
  • Предупреждение об опасности, запрет.
  • Чтение детских книжек.
  • Игры с игрушками.

Именно об этих ситуациях вы и будете общаться с ребенком, называя предметы и свои действия, задавая вопросы ребенку, отвечая на них. Ну вот, например, общение по поводу быта:

Годовалый малыш может стереть тряпочкой со стола после еды.Сначала вы показываете и приговариваете: «Тряпкой трём, трём, трём, всю воду убираем. А теперь я тряпку помою и положу на место, в раковину». Или подметаем: «Подметаем, подметаем! Веником туда-сюда! А где наш совок? На месте? Вот наш совок!» Потом малыш будет молча делать, а вы — приговаривайте и командуйте. Потом — малыш сам будет руководить своими действиями с помощью своих же слов. Которые он так много раз слышал от вас.

Можно и проще. Открываете дверь и говорите: «Открываем!» Закрываете? «Закрываем!» Открываете баночку или шкаф — «Открываем!» Каждое действие сопровождайте хотя бы одним словом, смотря при этом в глаза ребенку и делая выразительное лицо.

Потом задавайте вопрос перед тем, как сделать что либо: «Дверь мы что? … пауза… Открываем!» Вскоре малыш сам начнет заполнять эти паузы правильным словом. Вспомните свою учительницу младших классов, которая предлагала вам заканчивать хором её высказывания. Это очень нравится детям. А если вы ещё и зарифмуете вопросы — будет совсем хорошо.

Свежий воздух запускаем,

Мы окошко … ! Правильно! Открываем.»

Полуторагодовалый может сказать, например «КРАМ!» Но значить это будет — открываем.


 

ИНТОНАЦИЯ

актер и дети

Для развития речи ребенка очень важны яркие и узнаваемые интонации.

Ребенок будет ориентироваться на них, потому что цель высказывания передаётся с помощью интонации. Как говорит актер детского театра? Или видеоблогер канала для детей? Или ведущий детских передач? Вспомните. Речь максимально четкая, неторопливая. А самое главное – интонации утрированы. Такая речь мелодична, голос опускается низко и поднимается высоко. В речи, обращенной к детям, нет тусклости и бубнежки.

Интонация сообщения. Голос идет вниз в конце предложения. Самая нейтральная и спокойная интонация. Она подходит тогда, когда вы показываете ребенку картинку, называете новый предмет.

Интонация запрета. Запрет произносится более низко, голос на одной ноте. Запрещать вы будете с помощью разных слов, но если малыш привыкнет к одной интонации запрета, ему будет легче вас слушаться. Он будет понимать, что нужно остановиться и прекратить делать то, что вы запретили. «Чужое, опасно, нельзя, положи» — все эти слова, сказанные с одной интонацией будут обозначать запрет.

Интонация зова. Когда мы зовем кого-то, мы растягиваем гласные, говорим чуть выше, чем на обычном голосе.

Интонация вопроса. Помните, как выразительно загадывают детям загадки? Или в песне про Буратино: «Скажите, как его зовут?»

Интонация ответа. Задали вопрос – покажите, как ответить на него: радостно и четко.

Интонация огорчения, плаксивая интонация, интонация обиды. Если вы расстроены, говорите жалобным голосом.

Интонация восторга, интонация удивления, интонация нежности – все эти и другие интонации вам нужно немного усилить в своей речи.


ЖЕСТЫ И МИМИКА

мим

Жесты и мимика – это очень важная часть коммуникации. Если малыш не поймет значение слова, он поймет жест или выражение лица. Появление жеста часто предшествует появлению слова. Жест – это слово, сказанное телом, потому что у жеста тоже есть значение. Помните, что наша задача шире, чем помочь заговорить ребенку. Мы должны помочь овладеть ему знаковой коммуникацией во всей полноте. А главное, что средства этой коммуникации будут помогать друг другу.

Да и малышу гораздо легче освоить жест. Начинаем с показывания пальчиком. Показывайт сами на всё пальцем или вытянутыми пальцами одной руки, это более приличный жест, его используют экскурсоводы.

Повествование: спокойное выражение лица, приподнятые брови – выражение доброжелательности.
Запрет: нахмуренные брови, взгляд исподлобья. Грозим пальцем. Качаем головой: Ай-яй-яй.
Зовём: выразительно поворачиваемся в сторону того, кого зовем, широко открываем рот, подносим одну руку ко рту, имитируя мегафон.

Вопрос: делаем удивленное лицо, высоко поднимаем брови, наклоняем голову набок.

Ответ: вместе со словом киваем головой.
Огорчение, обида – делаем расстроенное лицо, разводим руки, хватаемся за голову, охаем и ахаем.
Удивление: широко открываем  глаза и рот.
Благодарность: поклонитесь ребенку, кивните головой, улыбнитесь.
Любовь: гладим, обнимаем, целуем – не только друг друга, но и игрушки.

Используйте широкие жесты руками, пожимайте плечами, поворачивайте корпус, смотрите в глаза, чаще будьте на одной высоте с малышом, чтобы ваше лицо было лучше видно. 

Вялое лицо и опущенные глаза не заинтересуют ребенка. И уж точно ничему не научат.

 

Выражение ваших коммуникативных намерений должно оставаться одинаковым довольно долго, пока малыш не начнет выражать свои коммуникативные намерения с помощью интонации, мимики и жестов, повторяя за вами.

Тэги: , ,

Еще нет комментариев

Добавить комментарий