Иллюзии детей о себе

TIPPI - THE REAL LIFE MOWGLI...***EXCLUSIVE, SPECIAL FEES******LEGAL NOTICE*** MANDATORY CREDIT MUST READ: PHOTOGRAPHY BY SYLVIE ROBERT / BARCROFT MEDIA LTD. FROM TIPPI MY BOOK OF AFRICAUK Office, London.T +44 845 370 2233W www.barcroftmedia.comAustralasian & Pacific Rim Office, Melbourne.E info@barcroftpacific.comT +613 9510 3188 or +613 9510 0688W www.barcroftpacific.comIndian Office, Delhi.T +91 997 1133 889W www.barcroftindia.com

TIPPI — THE REAL LIFE MOWGLI…***EXCLUSIVE, SPECIAL FEES******LEGAL NOTICE*** MANDATORY CREDIT MUST READ: PHOTOGRAPHY BY SYLVIE ROBERT / BARCROFT MEDIA LTD. FROM TIPPI MY BOOK OF AFRICAUK Office, London.T +44 845 370 2233W www.barcroftmedia.comAustralasian & Pacific Rim Office, Melbourne.E info@barcroftpacific.comT +613 9510 3188 or +613 9510 0688W www.barcroftpacific.comIndian Office, Delhi.T +91 997 1133 889W www.barcroftindia.com

Давайте разберем разговор с мальчиком 8 лет. Диалог этот примечателен тем, что показывает детскую логику. Возможно, в опасной ситуации ребенок повел бы себя не так, как сказал. Однако стиль жизни у него именно такой: совершать импульсивные поступки, даже если знаешь «как правильно».

ТРЕНЕР: Давай представим, что в дверь позвонили. Незнакомец говорит: «Твоя мама в больнице, вынеси пожалуйста деньги, ей нужна срочная операция».

РЕБЕНОК, 8 лет: Да-да-да… Всё знаю. Нам на ОБЖ говорили, что дверь никому нельзя открывать.

Т: Твои действия?

Р: Открою дверь. Посмотреть.

Т: Незнакомец начинает входить в квартиру.

Р: Я подпрыгну и врежу ему ногой.

Почему ребенок, который не только запомнил, но и  добросовестно озвучил то, что ему говорили, спустя 10 секунд говорит, что собирается драться со взрослым? Он не шутил в этот момент, он решал ситуативную задачу. Он предлагал вариант, который считал правильным и посильным.

Причин этому несколько:

  1. Ребенок привык быть успешным. Ему не страшно, ведь у него всё получится. Многие дети так ловко уходят от ответственности с молчаливого согласия взрослых, что начинают путать успех и неуспех. Вроде неуспех, но последствий плохих нет, значит успех. Потому что двоек не ставят. Потому что если кошку не покормил сам, то мама покормит. Если урок не выучил, то вызовут другого или соврёшь что-нибудь. Не важно, что ты сделаешь, всё равно получится нормально. Не во всех семьях так, но во многих.
  1. Ребенок (как в мультфильмах и фильмах) хочет спасти маму, а лучше — вообще всех, весь мир. Ребёнок-герой — это излюбленный ход сценаристов. А если ещё и нерасторопный ребенок оказывается героем, как в мультфильме «ВВЕРХ!», то просто пиши пропало. Не надо быть сильным, умелым, здоровым, сообразительным. Достаточно того, что ТЫ — это ТЫ. ТЫ особенный, ТЫ герой. ТЫ победишь хоть чёрта.

Что делать?

Привить ребенку убеждение: «Если следовать правилам, результат будет хороший, если не следовать — плохой. Результат будет виден и осязаем. Поэтому лучше следовать правилам и не выпендриваться».

Для этого нужно простраивать ситуации, в которых у ребенка появится ответственность.  «Если не выучишь, мы тебе не купим» — не подходит. Позволить ребенку пару раз самому ошибиться при переходе дороги ни один из родителей, слава богу, не сможет. Но дети хорошо понимают, что такое «собьёт машина», потому что на игрушках каждый ребенок это себе показывал. А ещё каждый ребенок знает, что такое «очень больно». Воображение ребенка может нарисовать ему эмоциональную картину того, что будет, если ребенок ошибётся в правилах дорожного движения. И чобы всё было хорошо, нужно следовать простым правилам: переходить улицу по переходу только на зелёный свет, играть в стороне от дорог. Правда, опасная дворовая зона для ребят всё-таки выглядит безопасной =(

Также дети понимают, что ничего хорошего в том, что их украдут, нет. Они представляют себе результат. Скорее всего, благодаря сказкам про Колобка, Козлят, Лису, Кота и Петуха и другим. Но они не представляют, как примерно это может произойти. Игровая ассоциация не возникает, потому что не было опыта проигрывания. Ну кто играет в Колобка или в Петуха? С метафорами или без, но играть в это стоит.

Например, упражнение такое: «Представь, что ты на детской площадке, а я незнакомый человек. Представил?»- «Ага». Тут вы достаёте пакет чипсов и протягиваете своему ребенку. Если ребенок возьмёт, можно сказать незамысловатое «Пойдём, у меня в машине много». И посадить, например, в шкаф. Потом превратиться в маму или папу и стать очень грустной или грустным, потому что вы уже состарились, а сына так и не нашли. Грустно открыть шкаф и найти там «только косточки». Если эта игра вызовет у вас грусть и страх, ребенок их считает. Вот наступила реальная ответственность — грусть и страх в семье. Но можно сразу рассказать, что будет и как себя правильно вести: отказаться ото всего и сразу бежать к маме всё рассказывать и получать материнское одобрение.

Похожая игровая ответственность используется на занятиях.

Еще нет комментариев

Добавить комментарий