Как помочь ребенку стать осмотрительнее?

Как помочь ребенку стать осмотрительнее?

Анна Зеленкова: «Что я поняла, когда вела тренинги по безопасности и организовывала лекции Liza Alert и терялась сама.»

«Потерялся» — это не обязательно ориентировки по всему городу, а поисковики прочесывают окрестности. Гораздо чаще это несколько часов, за которые родители сами находят своего ребенка, ребенок находится сам, или люди помогают. И, слава богу, довольно редко эти часы превращаются в настоящий кошмар.

«Пошёл в гости к другу, но забыл какой дом и подъезд, а телефона с собой нет, стал искать. Заблудился..»

«Гулял в парке с няней, отошёл, погулял один часок, потом она нашла меня. Весело было».

«Решил пойти из школы по другой дороге, потерялся…»

«Я потерялась в другой стране, у меня была бумажка, прохожие позвонили родителям».

Вот что говорят дети, которые делятся своими историями на занятиях по безопасности. У меня тоже есть собственные истории о том, как я самостоятельно терялась и находилась. Вот первая. Компания детей 6, 6 и 8 лет пошла в лес. Я бы не пошла, но с нами же был ВЗРОСЛЫЙ- брат подруги, ему целых 8 ЛЕТ! И вторая. Мне было 9 — я поехала к возлюбленному в гости на троллейбусе, он пригласил меня и сказал: «Я живу там, у церкви. Поняла где?» Я сказала «Ага». Денег у меня было только на билет туда, остановок 7, троллейбус проезжает мимо карачаровской промзоны, по эстакаде, места глухие. Я на роликах. Домой я добиралась пару часов, петляя, придерживаясь только общего направления «назад». Естественно, в гости я не попала, потому что «у церкви» — понятие растяжимое. Но всё обошлось. И обычно всё обходится. И у ребят, которые приходят на занятия, тоже всё обошлось.

kids-1826978_960_720

Почему дети теряются?

 

Незнание, невнимательность, самонадеянность. Пока не знаю, только ли у детей эти качества становятся причиной неприятностей, или у родителей тоже, потому что мой сын пока ездит в коляске, и мои незнание, невнимательность и самонадеянность не успели сыграть злую шутку.

 

Как это работает?

Часто самонадеянные дети не могут выполнить простого алгоритма, например, собрать портфель. Они думают, что усилия и осторожность им не нужны. Портфель соберется сам, только потому, что принадлежит ЕМУ, машины всегда будут тормозить перед НИМ и даже светофоры сменят красный на зеленый. Сегодня дети живут в очень добром мире, в котором нет суровых последствий. Это хорошо, потому что последствия могут быть опасны. Но с другой стороны: «Расслабься, всё будет хорошо!» Чувство такое есть, но гарантий, что всё будет хорошо, нет.

Второй вид самонадеянности – «не по Сеньке шапка». В привычных обстоятельствах ребенок привык по-настоящему делать всё чётко. Он не забывает ключи, собирает портфель сам и почти хорошо. Он успешен и уверен в себе. Молодец. И поэтому в опасной ситуации он ведет себя как смельчак. Бросается вперед, ищет родителей, как будто это они потерялись, непутёвые, а он их должен найти. Он не знает, как себя вести, поэтому может серьезно ошибиться, предпринимая активные действия.

Простая игра «автобус» показывает именно это соотношение. На маршруте два понарошечных автобуса (взрослые и дети держатся за руки) и одна семья на понарошечной остановке. Автобус подъезжает, в него садится мама, а ребенок не успевает. Мама уезжает, а к ребенку подъезжает второй автобус и открывает двери. Из 10 детей, прослушавших теорию о том, что надо стоять на месте, двое садятся в неизвестный автобус и отправляются за мамой. Один – потому что не очень внимательно слушал, а второй – он же должен маму найти! Потом, конечно, игра позволяет исправить ошибку.

 

3 способа помочь детям стать осмотрительнее?

  1. Чем больше знание, тем больше осознанность. Отлично, если ребенок знает адрес (вы правда хотите, чтобы он откуда-то поехал домой сам?). Проверьте, знает ли ребенок наизусть ваш мобильный номер. Проверьте, знает ли он, что если он потерялся или заблудился, не знает точную дорогу — лучшая идея – остановиться и позвонить вам. Может быть, даже с чужого телефона.
  2. Проверьте, может ли ребенок громко позвать вас. Разойдитесь на прогулке на 10 шагов, попросите позвать: «Мама!» очень громко и повернитесь спиной. Ребенок должен увидеть, что даже если вашего лица не видно, вы всё равно «на связи». Вас можно позвать, найти. Есть опора, за которую можно держаться. Почему-то не все дети могут позвать маму. Многие давятся своим голосом, кто-то начинает смеяться или пищать.
  3. Ходите вместе в разные интересные места, доверяйте ребенку роль штурмана, показывайте карту, говорите названия улиц. «Вот ты, вот я, а вот мир. Я научу тебя хорошо в нем ориентироваться, буду рядом, пока ты учишься смотреть вокруг».

 

Еще нет комментариев

Добавить комментарий